Сегодня в рамках Сибирского исторического форума прошла секция «400-летие Красноярска. Гуманитарное развитие», в роли спикеров на которой выступили глава Красноярска Сергей Ерёмин, кандидат исторических наук Александр Дементьев, заместитель начальника Красноярской железной дороги по взаимодействию с органами власти – филиала ОАО «РЖД» Лев Ткачев и директор МАУ «Дом кино», член Союза кинематографистов России Лариса Антропова. Основная задача, которая стояла перед участниками секции – через историческое прошлое понять, в чем заключается идентичность города и каковы условия её формирования.

Сергей Ерёмин в своём выступлении отметил, что ключевым акцентом дискуссии должно стать именно гуманитарное развитие Красноярска: «Все наши дальнейшие эволюционные витки зависят именно от гуманитарного развития. Амбиции города сосредоточены в историческом аспекте и наших корнях».

Кроме того, говоря о Красноярске как идентичности, глава города подчеркнул, что главное в этом аспекте – формирование человеческого капитала и начало осмысления города как полноценного участника всего комплекса гуманитарного аспекта жизни людей.

Тему бренда «Енисейская Сибирь» в своем докладе затронул Лев Ткачёв: «Енисейская Сибирь – это плавильный котёл культур: достаточно вспомнить, какое множество народностей и культур прошло через Минусинскую котловину. Енисейский стиль – это первый национальный стиль в искусстве, который вышел бы за рамки теоретических постулатов и стал бы применяться на практике не только в Енисейской Сибири, но и во многих других регионах. Когда мы выработаем свой собственный стиль в архитектуре, изобразительном искусстве и других сферах, мы станем намного конкурентнее и сильнее. Давайте создадим что-то своё – красноярское!»

После выступления Льва Ткачёва участники дискуссии пришли к выводу, что бренд должен быть не просто создан, а сформирован из повседневных практик горожан, из того, как они привыкли жить. Кроме того, необходимо работать над смыслами бренда и закреплять его в сознании людей.

В свою очередь Александр Дементьев рассказал о том, как менялась репутация Красноярска в свете исторического развития и перечислил основные эпохи, когда происходили репутационные взлеты города. Золотым веком в истории Красноярска историк считает вторую половину XIX века: «К этому времени относится начало деятельности Василия Сурикова, и уже в 1900 году красноярская тема звучит на международном уровне, когда картина «Взятие снежного городка» получает именную медаль на выставке в Париже В этом же году престижную премию промышленной выставки в Париже наряду с Эйфелевой башней получил красноярский мост через Енисей».

Всего Андрей Дементьев выделил несколько репутационных витков, которые прошёл Красноярск за 400 лет – от военного форпоста до современного мегаполиса. При этом неизменно положительными аспектами для формирования образа города историк назвал природу и деятельность людей, а именно конкретные усилия жителей города, направленные на его улучшение и благоустройство.

Лариса Антропова в своём докладе раскрыла историю Красноярска через кино и продемонстрировала, как легенды Красноярска могут стать той отправной точкой, с помощью которой могут быть сформированы и идентичность, и исторические смыслы.

В завершение секции были сформированы предложения по дальнейшему развитию города, среди которых формирование бренда Красноярска и социокультурной концепции города, а также сохранение культурного наследия.